На протяжении многих лет, начиная новый учебный год, студенты-первокурсники задают мне сложный вопрос «Зачем мне ваша история, я сюда пришёл на сварщика учиться?». Через несколько занятий, уже я задаю некоторым студентам-первокурсникам очень похожий вопрос «Вы зачем пришли в этот кабинет?». Ответы огорчают: «Ага, мастер позвонит родителям!», «А куда я пойду, шиномонтажная ещё закрыта!». Студенты первого курса не рассматривают историю и обществознание как необходимые предметы, которые могут им понадобиться в жизни, многие из них испытывали затруднения при изучении этих предметов в школе.
Обратиться к проблеме пониженной мотивации студентов к изучению истории и обществознания меня побудила моя профессиональная неудовлетворённость преподавателя истории уровнем знаний истории современных молодых людей.
Кроме этого, меня удручает пассивность большей части студентов в ходе учебных занятий и во время внеурочной деятельности по изучаемом предметам, студенты «с последних парт» как правило, самостоятельно не включаются в учебную деятельность.
Вместе с тем, моё убеждение, что история жизненно необходимый предмет, вступает в противоречие с отношением сообщества мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин «Он будет отличным трактористом»
В последнее время контролирующие органы качества образования стали проводить НИКО и ВПР по общеобразовательным предметам, причём без учёта профильной направленности.
В сложившихся условиях перед педагогами техникумов, колледжей и отделений среднего профессионального образования стоит нелегкая задача — за более короткий срок углубить и скорректировать знания студентов, полученные в основной школе.
По моим наблюдениям, большинство преподавателей общеобразовательных дисциплин также сталкиваются в своей работе с пониженной мотивацией к учёбе.
Демотивированность большинства студентов, связанная с изменением ценностей современной молодёжи, когда самоцелью становится не сам процесс познания, развития личности, а получение диплома или проведение времени в стенах образовательного учреждения, приводит к снижению показателей обучения.
Профессиональное обучение не только существенно отличается от школьного, но и зависит от качества школьной подготовки. По программам подготовки квалифицированных рабочих происходит набор первокурсников со средним баллом аттестата основного общего образования 3,35-3.00 балла. Бывшие троечники, имеющие слабое развитие общеучебных умений, где хорошо только по технологии и иногда по физкультуре.
Многие студенты не уверенны в себе, считают себя не способными к успешной учебе, их сложно вовлечь в процесс обучения и разбудить интерес к предмету.
В группах, где набор осуществляется по остаточному принципу, мотив посещения образовательного учреждения — это желание новой обстановки, новых впечатлений, новых, более взрослых товарищей. Его следует отличать от мотива обучения.
Таким образом, повышение учебной мотивации студентов является одной из актуальных задач моей работы преподавателя.
Что можно предпринять для повышения мотивации студентов к изучению истории.
Мотив учения — это направленность студента на различные стороны учебной деятельности.
Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Как же повысить мотивацию студентов?
Рассмотрим возможные способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений, которые я использую в своей практике.
Татьяна Черниговская в статье «Как научить мозг учиться» даёт совет,
почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.
«Мальчики не терпят разговора вообще о чём-то. Они хотят, чтоб конкретно, чётко, ясно сказали, чего хотят. Они должны быть вовлечены в разного рода активности, то есть решать конкретные задачи. Как можно меньше скучных письменных заданий, потому что это их взрывает»
Мои студены, в подавляющем большинстве мальчики не могут работать с текстами поэтому, использую редактированные мною, опорные конспекты из РЭШ. Например, виды заданий с опорным конспектом:
Найдите опорные понятия и выпишите из конспекта предложения с ними.
Преобразуйте схему «Реформы Избранной Рады» в структурированный текст.
Преобразуйте таблицу «Социально-сословная структура российского общества в XVIIв» в одноименную схему.
Преобразуйте схему в таблицу.
В своей практике, часто использую работу с источниками из различных знаковых систем. Например, по теме «Английские колонии в Северной Америке». «Внимательно изучите статистические данные. Переведите приведенные статистические данные в графическое изображение.
Для этого: 1.Сформулируйте тему.2.Определите тип диаграммы.3. Определите масштаб.4. Придумайте условные обозначения. 5.Пользуясь масштабом и условными обозначениями начертите диаграммму.6. Сделайте вывод.
— к началу XVIII в. в Северной Америке проживало 250 тыс. выходцев из Британии, в течение XVIII в. переселилось еще 432 тыс. британцев;
— средний надел земли в Европе у свободного землевладельца не превышал 30 акров, в Северной Америке составлял 100 акров;
— средний доход свободных американцев в 70-е гг. XVIII в. составлял 75 ф. ст., в то время как в Англии он не превышал 55 ф. ст.;»
По формату ВПР использую такой метод, как анализ изображений. Например, «Внимательно рассмотрите изображение. Укажите историческое понятие, которому посвящена картина В. Сурикова «Боярыня Морозова».
Назовите процесс, в результате которого это понятие появилось. Укажите исторических деятелей, которые инициировали этот процесс. Назовите не менее двух целей, которые стремились достичь в результате этого процесса».
Изучение нового материала нарушая логику изложения: сначала практическое задание, а потом изучение темы. Например, тему «Образование Московского государства», можно начать с выполнения заданий на контурной карте, а затем с выяснения причин возвышения Москвы.
Возможное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение дополнительной бонусной системы. Для этого, я использую бонусы, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненной работы (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). В самом начале семестра я обозначаю возможность получения или утери бонуса. Например, отсутствие опорного конспекта в тетради — это минус какой-то определенный бонус, даже при верно выполненном задании, а активное слушание вовремя объяснение темы – плюс столько-то бонусов («плюсиков на полях в тетради»). В итоге, некоторые учащиеся будут замотивированы конкретными бонусами и с большим интересом отнесутся к учебному процессу.
Формирование положительного отношения к профессии может также мотивировать студентов изучать все предметы учебной программы.
Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических умениях, основы которых закладываются и во время выполнения заданий по истории. И если в учебном процессе студент шаг за шагом будет осваивать приёмы выполнения работ и выполнять конкретные действия в ходе решения познавательных задач, приобретая первоначальный опыт, а затем и профессиональный, то заставлять его учиться будет не нужно.
Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься.
Одобрять успехи студентов, демонстрирую их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публично хвалю, с описанием достоинств и отличительных особенностей, что прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию.
Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между преподавателем и студентом.
Таким образом, на занятиях по истории студенты находятся в более свободной и менее жестко регламентированной учебной среде, я позволяю им принимать собственные решения, проявлять самостоятельность и чувствовать себя успешными. Что продуктивно влияет на повышение мотивации учебной деятельности.
Таюрская Нина Алоизасовна. ГБУ КО ПОО « КАТиП».