90% первокурсников активно используют ИИ-сервисы в своей учебной деятельности, несмотря на то, что эти технологии стали доступны относительно недавно – от года до двух.
Опрос МГПУ дает представление о динамике отношения студентов к использованию ИИ в обучении на различных этапах их академического пути, а также о наиболее востребованных функциях ИИ-сервисов среди студентов и преподавателей. Комментируя результаты опроса, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил: “Я думаю, что так же будет и с искусственным интеллектом, потому что его куда проще освоить, чем компьютер. Ну и да, всю жизнь надо чему-то учиться. Как учителя будут учить других, если сами не учатся?”
Ректор Московского городского подчеркнул, что речь не идет о полной замене человека в сфере образования: “Многое из того, что делает учитель можно автоматизировать (проверка тетрадей, составление тестовых заданий, натаскивание на какие-то алгоритмы и пр.), но это далеко не вся работа педагога. Высвободившееся от рутинных операций время можно потратить на творчество, общение, дискуссии и многое другое полезное”.
Эта тенденция может быть связана с различными факторами, влияющими на восприятие и использование студентами новых технологий в процессе обучения. Одним из возможных объяснений является то, что первокурсники, будучи “цифровыми аборигенами”, более открыты к внедрению инновационных инструментов в свою учебную рутину. Они выросли в эпоху стремительного развития технологий и воспринимают ИИ как естественную часть своей жизни. Кроме того, находясь в начале своего академического пути, они могут быть более склонны экспериментировать с новыми методами обучения и выполнения заданий.
С другой стороны, по мере приближения к выпуску студенты старших курсов могут становиться более избирательными в использовании ИИ-сервисов. Возможно, накопленный опыт и знания позволяют им критически оценивать эффективность и целесообразность применения ИИ в конкретных учебных ситуациях. Кроме того, на старших курсах студенты часто сталкиваются с более сложными и специфическими задачами, требующими углубленных знаний и навыков, которые ИИ-сервисы пока не всегда способны обеспечить.