Ирина Потехина: Сегодня наша задача – научиться тиражировать чемпионские практики в массовое профессиональное образование


Просмотров: 401
Нет комментариев
Главной темой нового выпуска электронного журнала “Вестник образования”

Минпросвещения России стала подготовка рабочих кадров для страны.

В России наблюдается стремительный рост популярности СПО: почти 60% выпускников школ выбирают колледжи и техникумы. В некоторые из них конкурс достигает 10–12 человек на место. Об этом в интервью изданию «Вестник образования» рассказала заместитель Министра просвещения Российской Федерации И.П. Потехина.

– Ирина Петровна, 27 августа в Казани завершился 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», где Россия заняла второе место в медальном зачете, завоевав 22 медали и 25 медальонов за профессионализм. Как будет меняться система профессионального образования страны после чемпионата?

– На площадках мирового чемпионата члены российской делегации чаще всего обсуждали два самых заметных изменения, которые произошли в системе среднего профессионального образования нашей страны за последние несколько лет.

Первое – это стремительный рост популярности СПО: сегодня почти 60 процентов выпускников выбирают именно среднее профессиональное образование. Многие из этих ребят имеют отличный аттестат и легко могли бы стать студентами лучших университетов. И тем ни менее они делают свой первый выбор в пользу получения практических навыков. В некоторых наших передовых колледжах на популярные специальности конкурс сегодня достигает 10–12 человек на место. Это больше, чем в большинстве вузов.

И второе – это очень короткое время, которое понадобилось России, которая присоединилась к WorldSkills только в 2012 году, чтобы войти в число общепризнанных лидеров движения. Никто не ожидал и не верил, что нашим ребятам, нашим наставникам и нашим колледжам удастся так быстро не только освоить мировые практики, но и предложить новые форматы, такие как FutureSkills и JuniorSkills.

Растущий интерес к профессиям и специальностям среднего образования имеет понятное объяснение. С одной стороны, в экономике страны наблюдается сегодня очень высокая потребность именно в прикладных навыках. С другой – благодаря развитию технологий на наших глазах меняется качество и привлекательность самих этих рабочих мест.

Так что система среднего профессионального образования начала активно меняться еще до чемпионата. Хотя, безусловно, одним из драйверов и «раздражителей» СПО стало именно движение «Ворлдскиллс».

Но есть целый ряд вызовов, на которые нам еще только предстоит отвечать.

И главный из них (а этот вызов стоит сегодня перед образовательными системами всего мира) – это скорость изменений, которые должны успевать за переменами на рынке труда. Уже сегодня эксперты оценивают потери от так называемой квалификационной ямы – разрыва между имеющимися у специалистов компетенциями и теми, которые реально нужны экономике, – в 6 процентов мирового ВВП. И мы понимаем, что этот разрыв будет только увеличиваться.

Но соревновательное движение «Ворлдскиллс» показывает нам, что, если есть сильный наставник, заинтересованный индустриальный партнер и высокая мотивация самого конкурсанта, за короткий срок можно освоить практически любую новую компетенцию. И сегодня наша задача – научиться тиражировать чемпионские практики в массовое образование.

– В рамках деловой программы WorldSkills Kazan 2019 прошел Саммит министров стран – участниц движения WorldSkills, ответственных за развитие профессионального образования и развитие навыков. Россия выступила на саммите с инициативой разработки объективных и прозрачных инструментов оценки компетенций специалистов разных профессий. Какие конкретно шаги будут сделаны в этом направлении?

– Объективная и сопоставимая оценка качества подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании волнует сегодня большинство стран: именно поэтому эта тема стала основной на саммите министров. Для России с ее огромной территорией и экономическим разнообразием регионов она особенно актуальна.

Сегодня наша страна приступила к реализации прорывных и беспрецедентных по масштабам национальных проектов. Чтобы исполнить их в заданные сроки, нужны специалисты высокой квалификации в строительстве, в сфере переработки отходов, в цифровой экономике. Причем качественные кадры требуются в равной степени по всей стране.

В России почти 4 тысячи колледжей, в которых учатся около 3 миллионов студентов. Часть этих колледжей развивается очень хорошими темпами и способна готовить чемпионов. Но будем честными: до многих из них никакие изменения пока не добрались. Около 40 процентов организаций среднего профессионального образования расположены в населенных пунктах, где проживает меньше 50 тысяч человек. Очевидно, что они значительно уступают «передовикам».

Поэтому, несмотря на активные трансформации в подготовке рабочих профессий, неравномерность этих преобразований в разных регионах очень высока. Обеспечить для всех единое образовательное пространство чрезвычайно сложно.

Структура занятости от региона к региону меняется также неравномерно. И где-то система профессионального образования уже научилась реагировать на эти изменения своевременно и четко, а где-то еще живет по старинке.

Поэтому нам нужны нестандартные управленческие и инфраструктурные решения, чтобы справиться с этой задачей. Одним из таких решений может стать сопоставимая система оценки качества подготовки, которая будет стимулировать колледжи расти и развиваться.

Министры в рамках саммита делились своим опытом решения этой задачи. При самых разных подходах все единодушны в том, что нужна независимая оценка и что привлекать для нее в качестве экспертов обязательно нужно работодателей.

– А как сейчас в нашей стране оценивается квалификация выпускников техникумов и колледжей?

– Наши колледжи уже довольно активно осваивают такой инструмент независимой оценки, как демонстрационный экзамен: он позволяет увидеть уровень профессионализма выпускников в реальных условиях.

В рамках государственной итоговой аттестации демонстрационный экзамен в этом году успешно сдали 5,4 тысячи выпускников по 26 профессиям и специальностям СПО. Что особенно важно: впервые требования и процедуры демэкзамена с учетом стандартов «Ворлдскиллс» гармонизированы с независимой оценкой квалификаций, которую проводит сообщество работодателей. Этот опыт уже используется в сфере гостеприимства, ЖКХ, авиастроенния.

– Сегодня много говорят о том, что система образования должна быть максимально предметно ориентирована на потребности рынка труда. Но как наши колледжи и техникумы должны узнавать об этих потребностях?

– Да, это одна из самых сложных задач сегодня. Технологические изменения происходят повсюду: от машиностроения и сельского хозяйства до ресторанного бизнеса и индустрии гостеприимства.

Срок годности технических навыков на рынке труда уже сегодня составляет от 2 до 5 лет. В некоторых индустриях, начиная курс обучения по востребованной профессии, студент даже сегодня может на выходе получить уже устаревшую специальность.

Пока каждый колледж справляется с этой проблемой как может. У кого-то получилось построить отношения с «якорным» работодателем – и тогда новые программы и новые специальности появляются в соавторстве с реальным бизнесом. Например, Московская область сегодня поставила перед собой амбициозную цель: работодатель-партнер должен появиться у каждого колледжа.

Но далеко не у всех профессий есть конкретный заказчик. Это касается большинства сервисных отраслей, где вообще нет крупных работодателей. Или цифровых специальностей, которые нужны всем, но у каждого предприятия будет индивидуальный запрос на такого сотрудника.

Чтобы решить проблему рабочей коммуникации между рынком труда и образованием в рамках нацпроекта, во всех регионах страны будут создаваться центры опережающей профессиональной подготовки – ЦОПП. Их задача, с одной стороны, мониторить не только актуальные, но и прогнозные потребности рынка труда на конкретной территории. А с другой – анализировать образовательные возможности региона и при необходимости инициировать создание новых программ подготовки по востребованным компетенциям.

Ключевой элемент ЦОПП – платформенные решения, которые позволят аккумулировать на едином ресурсе информацию как о потребностях регионального рынка труда, так и о возможностях региональной системы образования. Это позволит запустить «конструктор программ», который поможет всем желающим (как студентам, так и взрослым) выстраивать индивидуальные траектории обучения под запрос рынка труда.

Уже сегодня ЦОПП создаются в 14 субъектах Российской Федерации, при этом в рамках единого формата каждый из них формирует собственную модель исходя из региональных особенностей (драйверов развития регионов, отраслей, приоритетных кластеров) и возможностей образовательной сети.

Конечная цель ЦОПП – обеспечить выпускникам колледжей долгосрочную конкурентоспособность, поскольку ориентирована вся их работа именно на помощь конкретному человеку.

– Выбор профессии – важный шаг. Сегодня многое делается для внедрения практик ранней ориентации уже в период обучения в школе. Какие проекты вы бы выделили?

– Ранняя профориентация школьников сегодня уже не мода, а обязательное условие подготовки ребенка к рынку труда в быстро меняющихся условиях.

При этом задача современных профориентационных инструментов – не подтолкнуть школьника к выбору какой-то конкретной индустрии или специальности, а во-первых, познакомить его с многообразием профессионального мира. А во-вторых, научить выбирать, потому что этот навык будет нужен ему всю жизнь. Эксперты говорят, что сегодняшним школьникам придется осваивать новую профессию или существенно изменять квалификацию не менее пяти раз за трудовую жизнь. Поэтому чем раньше ребенок научится выбирать, тем легче ему потом будет переживать неизбежную смену профессий.

Во время встреч в рамках деловой программы чемпионата WorldSkills практически каждый из наших гостей-министров рассказывал об опыте вовлечения детей в профориентацию. В Ирландии, например, школьникам в возрасте 15 лет дается целый год, когда они могут знакомиться с профессиями, и только после этого решать, какие предметы они будут потом углубленно изучать.

В России в рамках нацпроекта развиваются сейчас два больших профориентационных проекта. Один нацелен на то, чтобы в игровой форме познакомить и увлечь новыми востребованными профессиями как можно большее количество детей: это открытые онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ». Они проходят в формате Edutainment (Education – образование и Entertainment – развлечение) – образовательных шоу, к которым сегодня подключается уже почти 26 тысяч школ. Все уроки транслируются в социальных сетях, где за два года они набрали уже больше 80 миллионов просмотров.

Второй проект позволяет ребенку не только познакомиться с разными профессиями, но и примерить их на себя. До 2024 года пройти такие профессиональные пробы в рамках «Билета в будущее» смогут не меньше миллиона школьников в стране.

По материалам издания “Вестник образования”

 

Поделиться ссылкой:

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.