GrigoryOne рассказал о приёмах проверки текста, ведь совсем скоро школьникам предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, в которых важна роль заданий-эссе (сочинение и изложение).
- Чтобы проверить текст на орфографическую грамотность (буквы, слитное, раздельное и дефисное написание) нужно проверить его с конца. Так мозг не отвлекается во время проверки на смысл всего текста в целом, а проверяет каждое слово отдельно.
- Чтобы проверить пунктуационную грамотность (знаки препинания), нужно на черновике рисовать схемы предложений, ведь постановка знаков основана на структуре предложения и ей объясняется. Так каждый знак будет обоснован, и неясностей не останется.
- Грамматические ошибки в сочетании слов в определенных формах (падеж, число, формы рода у прилагательных и глаголов) на 90% исчезают, если к слову задать правильный вопрос – и на основе вопроса выбрать подходящий падеж или число, форму рода. Если освоить этот метод, учить наизусть нужно будет только исключения, которых совсем мало.
- Речевые ошибки – самые сложные в обнаружении, но и здесь есть способ, который активизирует наш речевой опыт. Все сомнительные случаи надо негромко произносить вслух – во время этого мы автоматически вспоминаем, что мы слышали раньше и на основе этого принимаем решение. Разумеется, главный совет здесь – много знакомиться с произведениями качественной речи, читать книги и слушать аудиокниги.
- Чтобы развить орфографическую зоркость у детей, нужно задолго до экзамена давать им проверять фрагменты тетрадей друг друга. Еще во времена советской лингводидактики было доказано, что на чужих текстах ребенок лучше тренирует навык находить ошибки.
- Но главное – как приучить детей внимательно проверять написанное после того, как вроде бы вся работа уже сделана и хочется скорее ее сдать? Самый хороший способ – дать ребенку увидеть разницу между теми работами, которые он внимательно проверил после написания и теми, которые сдал без проверки. И показать, насколько в проверенных работах меньше ошибок.