Модельер, заведующий кафедрой “Дизайн костюма” Московского художественно – промышленного института (МХПИ), кандидат технических наук, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников (ТСХР) Денис Еремкин поделился исследованием о том, как первый в мире полет человека в космос изменил визуальный язык эпохи.
Космическая эстетика резко изменила направление модных тенденций в начале 1960-х годов. Если до этого дизайнеры вроде Скиапарелли и Диора лишь романтизировали звездное небо в своих коллекциях, то после первых космических полетов мода приобрела практический футуристический характер. Дизайнеры начали экспериментировать с новыми материалами — пластиком, металлизированными тканями, виниловыми покрытиями. Изменились и силуэты: одежда стала более обтекаемой, появились геометрические формы и минималистичный крой.
Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабан стали пионерами космического стиля в моде. Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена 1964 года полностью перевернула представление о модном силуэте: геометрические детали, металлические украшения и промышленные молнии задали новый язык моды. В том же году Андре Курреж представил коллекцию для “лунной девушки” с платьями-трапециями, шлемами-шляпами и плоскими ботинками с пластиковыми вставками. Его инновационный подход к крою создавал иллюзию невесомости одежды, будто она парила в космическом пространстве.
Космическая эстетика проникла не только в моду, но и в промышленный дизайн. Производились пылесосы “Ракета-7” и “Сатурн”, магнитофоны “Комета”, настольные лампы в форме ракет. Символика космоса украшала посуду, канцелярские товары, спичечные коробки. Особым спросом пользовались парфюмерные композиции с космическими названиями — духи “Восток”, “Слава” и “Чайка” (названный в честь позывного Валентины Терешковой).
Примечательно, что космический стиль в моде быстро перешел от элитарности к массовости. Это была одна из первых дизайнерских тенденций, которая практически моментально вышла за рамки подиумов и высокой моды. А в Советском Союзе по-настоящему знаковой фигурой в космическом дизайне стала архитектор Галина Балашова — первый “космический дизайнер” СССР. Работая в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва, она проектировала интерьеры космических кораблей “Союз”, орбитальных станций “Салют” и “Мир”, а также создавала эскизы вымпелов, эмблем и нашивок для космонавтов. Именно Балашова разработала знаменитую эмблему программы “Союз-Аполлон”, которая впоследствии стала использоваться для сувенирной продукции по всему миру.