Образовательная платформа Учи.ру провела серию исследований среди педагогов и родителей, чтобы выяснить, какие предметы, задания и виды контрольных вызывают наибольшие трудности у школьников начальных классов.
Дети начальных классов чаще всего сталкиваются со сложностями c русским языком и математикой
По данным первого исследования (июнь 2022 года), в котором приняли участие 718 учителей и родителей, школьникам труднее всего даются русский язык (52% и 45%) и математика (37% и 32%).
По мнению опрошенных респондентов, ученики начальных классов имеют проблемы в формировании следующих умений:
- писать слова без орфографических ошибок (28% и 27%);
- решать текстовые задачи по математике (30% и 21%);
- определять безударные гласные в корне слов (24% и 18%);
- решать примеры с использованием таблицы умножения (7% и 11%).
Как диктанты влияют на успеваемость ученика в начальной школе
Более четверти опрошенных педагогов и родителей отмечают, что написание слов без орфографических ошибок детям дается нелегко. При этом диктанты — обязательный вид контрольных работ в начальных классах.
В первых классах учителя помимо диктантов проводят списывания (95%) и тестирования (57%). Во вторых, третьих и четвертых классах объем проверочных возрастает: учителя проводят изложения (65%, 76% и 86%), сочинения (56%, 64% и 74%), тестирования (80%, 84% и 88%) и списывания (92%, 84%, 79%).
Однако 89% респондентов отмечают, что именно диктанты больше всего влияют на успеваемость ученика в начальных классах. Так треть учителей отмечают, что словарные диктанты они проводят несколько раз в неделю, а контрольные диктанты — раз в месяц (40%).
К основными причинам, которые препятствуют успеху ученика в русском языке в начальной школе, учителя относят:
- плохое восприятие ребенком слов на слух (более 73%);
- низкий уровень концентрации внимания и объема памяти (61%);
- дисграфию (41%).
Задачи на движение, время, вычисление площади и другие математические трудности
В рамках качественного исследования 2022 года среди учителей начальных классов, выяснилось, что решение задач на движение, время и вычисление площади вызывает большие трудности у ребят. Шесть из семи педагогов отмечают, что школьникам сложно вычленять условия и ключевой вопрос задачи.
Четверо из семи опрошенных педагогов отметили, что у учеников наблюдаются проблемы с вычислительными навыками, а именно с умножением на двузначные и трехзначные числа, сложением и вычитанием через десять, делением столбиком. Опрошенные педагоги также сходятся во мнении, что детям сложно учить таблицу умножения, особенно на двузначные и трехзначные числа.