Петербургские учителя после пандемии: что узнали и чему научились во время дистанционного обучения


Просмотров: 215
Нет комментариев

В ходе XII Всероссийской конференции «Информационные технологии для Новой школы», проходившей при организационной поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, петербургские учителя осмыслили опыт дистанционного обучения и роль онлайн-технологий и пришли к выводу, что цифровые инструменты интегрированы в процесс преподавания теперь навсегда. 

 Модераторами дискуссии ««Цифра» в школе — скрытый открытый потенциал» выступили Маргарита Овчарова (ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ») и Артем Корзеев, руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебника. Артем Корзеев во вступительной речи обратил внимание, что пандемия позволила учителям, исследователям, методистам, разработчикам онлайн-сервисов получить уникальный эмпирический материал во время пандемии, в том числе и в части интеграции цифровых инструментов в учебный процесс. «Мы хотим понять, как учителя отрефлексировали полученный опыткак образование может измениться после пандемии и к чему должен быть готов современный преподаватель», – отметил он. Представитель Яндекс.Учебника добавил, что пандемия изменила не только учителей, но и сами онлайн-сервисыименно в силу требования дистанционного обучения его коллеги расширили контент сервиса, добавили новые предметы, такие как «Окружающий мир», которые были необходимы учителям. 

Дарья Ветошкина, учитель английского языка ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга, рассказала, что еще до пандемии увлекалась различными цифровыми ресурсами, всегда относилась с огромным интересом к информационным технологиям и к тому, как их можно применить в процессе обучения. Дарья Ветошкина активно сотрудничала со Skysmart, одним из платных образовательных ресурсов, и ей было интересно, каким образом эта платформа добивалась тех же результатов в обучении людей иностранному языку онлайн, что и учителя, работавшие со своими учениками очно. 

Артем Корзеев, руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебника; Маргарита Овчарова, начальник отдела СПБ ЦОКОиИТ

Александра Яшунькина, учитель ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга, работала с цифрой задолго до пандемии, еще с 2013 года. Импульсом к освоению цифровых технологий для преподавателя стало стремление к саморазвитию. «Еще до пандемии я воспринимала онлайн-платформы как возможность обучения детей еще в одном формате, который можно органично вплести в очное образование, поэтому, когда возникла необходимость дистанционного обучения, для меня это не стало чем-то экстраординарным, мы спокойно адаптировались с детьми к новым условиям». Учитель начальных классов СОШ №691 Невского района Наталья Колганова сказала, что к освоению новых инструментов ее подтолкнули сами дети, которые с рождения живут в гармонии с девайсами и ожидают от учителей интересных и красочных форматов обучения. «Мы включились в этот процесс цифровизации, подключились ко всем доступным на тот момент нам ресурсам, таким как Яндекс.Учебник, Учи.ру, и теперь я даже не представляю, что мы будем обходиться без этих инструментов». 

Далее участники дискуссии говорили о том, что для себя нового они обнаружили в цифре во время пандемии. Наталья Колганова рассказала, что с удивлением для себя открыла, что дистанционное обучение помогло некоторым детям, которые до этого никак себя не проявляли, раскрыть свой потенциал. Находясь дома, в спокойной для них обстановке, они стали свободнее общаться, лучше учиться. Дети поняли, что компьютер — это не только место для игр, это инструмент, позволяющий интересно учиться и получать полезные знания. Александра Яшунькина благодаря пандемии поняла, что цифровые инструменты позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, более полно раскрыть его способности и возможности. Год дистанционного обучения показал родителям, что их дети способны использовать гаджеты не только для игры и общения, но и для обучения. Старшеклассникам немного легче планировать свое время с помощью онлайн-ресурсов, но и шестиклассники довольно быстро обучились правильно ставить приоритеты. 

 В конце дискуссии учителя обсудили, как изменилось их отношение к процессу обучения, а также какие навыки они сформировали за время пандемии. Наталья Колганова рассказала, что она продолжает использовать цифровые ресурсы и после пандемии как на уроках, так и во внеурочной деятельности: «Мы выполняем с детьми тесты, познавательные игры, задаю домашние задания детям на онлайн-платформах. В процентном соотношении сложно сказать, но, конечно, я стала обращаться к цифровым ресурсам чаще, чем до пандемии. Нужно сказать, что и роль родителей в дистанционном обучении выросла. Что касается учеников, то они все это восприняли с оптимизмом и занимаются на онлайн-платформах с большим интересом». У Дарьи Ветошкиной тоже значительно изменилось отношение к цифре и к урокам. «Даже несмотря на то, что мне предлагали работу в школе Skyeng, я скептически относилась к такому формату, не представляла, что zoom-урок может иметь ту же эффективность, что и урок в офлайне. Сейчас я применяю на уроках цифровые технологии гораздо больше, чем раньше. В то же время, понимая важность экологичности и сохранения здоровья детей, я поменяла своё отношение к онлайн-учебникам. Учитывая то, что мы все больше и больше используем цифру, я рекомендую родителям по возможности покупать бумажные учебники», — поделилась преподаватель. Александра Яшунькина еще за год или два до начала пандемии считала, что записать видеоурок – это не проблема, записала и отправила ученикам ссылку, дети посмотрели, сделали задания. Теперь она поняла, что лучше провести 6 уроков онлайн, чем записать 15-минутный ролик. Как показала практика, 45 минут провести урок проще, чем сжать его до короткого хронометража. «Когда ты целый год ежедневно проводишь онлайн-уроки, формируется привычка. У меня появились новые навыки и изменилось отношение к разным форматам», — добавила учитель. 

Дискуссия показала, что учителя стали относиться к таким оффлайн-инструментам, как живое общение, бумажные учебники, с большей ценностью, чем до пандемии, но в то же время за период дистанционного обучения они увидели, насколько эффективными и удобными могут стать цифровые образовательные инструменты, особенно, если в силу обстоятельств преподавателю пришлось сформировать новые умения, которые оказались настолько органичными и полезными. «Ригидность — это та роскошь, которую современный учитель не может сегодня себе позволить», — подытожил выводы круглого стола модератор дискуссии Артем Корзеев.  

Яндекс.Учебник – это бесплатный сервис для учителей, по которому учатся более 1,9 миллионов учеников по всей стране. В период дистанта платформа была включена в список рекомендуемых сервисов Министерством просвещения Российской Федерации. В марте 2021 года сервис приглашает педагогов присоединиться к новой бесплатной диагностике компетенций — третьему интенсиву «Я Учитель». Учителя смогут проверить свои навыки успешного учителя, ИТ-компетенции, умение развивать у детей функциональную грамотность, а также способность работать с трудным поведением детей. 

Источник:
Пресс-служба Яндекс.Учебника

 

 

Поделиться ссылкой:

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.