Система среднего профессионального образования напрямую влияет на развитие российской промышленности


Просмотров: 26
Нет комментариев

Так считает руководитель Института развития профессионального образования, член Общественной палаты Российской Федерации Наталия Золотарева

Наталия Михайловна, здравствуйте! С чем связано повышенное внимание к среднему профессиональному образованию?

Повышенное внимание к системе среднего профессионального образования в настоящий момент не случайно. Я хотела бы подчеркнуть две предпосылки:

Первая – несомненно, это развитие промышленности. Система среднего профессионального образования имеет тесную, я бы даже сказала, генетическую связку с индустрией. Все изменения, которые происходят в конкретной отрасли экономики, отражаются на системе среднего профессионального образования. Сейчас мы наблюдаем рост запроса промышленности на кадры. Предприятия приходят в колледжи, готовы выстраивать тесные конструктивные взаимоотношения, принимать активное участие в подготовке кадров.

С другой стороны, в результате планомерных реформ, которые проводило государство в последние годы, система среднего профессионального образования по своему качественному содержанию, материальному оснащению, укомплектованности оборудованием, квалификации руководящего и педагогического состава вышла на новый уровень.

Главным показателем изменений является доверие и интерес к программам среднего специального образования со стороны выпускников школ. Как сообщил в начале 2023 года Президенту РФ В.В. Путину Министр Просвещения С.С. Кравцов, более 60% выпускников 9-х классов выбирает среднее профессиональное образование. Получая прикладную квалификацию, молодежь осуществляет быстрый выход на рынок труда, возникают дополнительные возможности выстраивания последующей образовательной и профессиональной траектории.

Кто сегодня становится участником становления и развития системы СПО в России?

Традиционно формирование системы среднего профессионального образования, ее развитие — это результат консолидации усилий бизнеса, образования и власти, только вместе можно решить эту задачу.

И, соответственно, здесь работодатели играют большую роль. Предусматривается ли активное участие работодателей в формировании программ обучения подготовки специалистов?

Несомненно, работодатель является основным заказчиком подготовки кадров. Даже в самые сложные времена, которые переживали и промышленность, и система среднего профессионального образования, не прерывалось их взаимодействие. Сегодня же внимание к такому сотрудничеству акцентировано. В прошлом году в Российской Федерации запущен Федеральный проект «Профессионалитет», который призван реализовать лучшие практики и механизмы взаимодействия с работодателями, встроить профессиональный контекст в учебный процесс, начиная с первого года обучения. Большое внимание уделено обучению на рабочем месте, производственной практике, а также предоставлению наставников со стороны предприятия. Реализуется участие работодателей в проектировании требований к подготовке кадров, организации учебного процесса, оценке качества подготовки специалистов. Шагом к усилению связки с предприятиями является проведение демонстрационного экзамена по стандартам работодателей.

Еще раз подчеркну, что работодатель — ключевой партнёр учреждения среднего профессионального образования. Именно он формирует четкий запрос на компетенции и квалификацию необходимых специалистов.

Изображение выглядит как одежда, человек, в помещении, книга Автоматически созданное описаниеНа фото слева направо: Жанна Тян и Наталия Золотарева

Скажите, как ИРПО планирует через чемпионат для массовых профессий создать систему подготовки специалистов для предприятий?

Новое чемпионатное движение «Профессионалы» формирует набор инструментов обеспечения экономики высококвалифицированными рабочими кадрами.

Первый – это линейка категорий участников: от школы (юниоры) до рабочих мест на предприятиях (молодые специалисты) через систему СПО (студенты). Второй – формирования общенациональных экспертных сообществ по компетенциям (на сегодня в чемпионатном движении 248 компетенций).

Чемпионат является эффективной площадкой обмена успешными практиками подготовки, наставничества в школах, колледжах/техникумах, учебных центрах предприятий. В работу на чемпионатах в качестве экспертов и разработчиков задания привлекаются представители работодателей. Происходит аккумулирование лучших практик и внедрение их как на федеральном уровне посредством запроса рынка труда к компетенциям специалистов, так и быстрое изменение региональной системы подготовки через точечный запрос регионального рынка труда при системном включении в задания конкретных требований региональных работодателей.

Работа представителей работодателя на площадках чемпионатов в качестве индустриальных экспертов позволяют компаниям формировать кадровый резерв, понимать общий уровень выпуска из системы СПО, напрямую взаимодействовать с мастерами производственного обучения для повышения качества подготовки студентов.

Третий инструмент – предоставление профильным работодателем возможности для победителей и призёров региональных этапов пройти стажировку или практику, а также получить предложение о вакансии. Даже с учетом отложенного во времени трудоустройства (необходимо закончить обучение) часто работодатели готовы ждать качественные кадры.

Четвертый инструмент – проведение части чемпионатов Всероссийского чемпионатного движения на площадках корпоративных чемпионатов, где в том числе соревнуются представители предприятий, позволяет делать прямое сопоставление уровней подготовки специалистов с действующими работниками предприятий. Работа студентов на оборудовании с учетом корпоративных стандартов даёт более полное представление о выбранной профессии, рабочем месте и собственных возможностях.

 

Многие предприятия развивают систему дуального обучения и заключают договоры с колледжами о подготовке специалистов или комплексном подходе к развитию профессиональной компетенции.

Планируется ли взять лучшее из опыта предприятий для развития системы СПО?

Дуальное обучение, при котором теоретическая подготовка проходит в учебном заведении, а практическая – на рабочем месте на предприятии, несомненно, оптимальная модель взаимодействия колледжа и предприятия. И система среднего профессионального образования совместно с предприятиями на протяжении последних десяти лет его активно внедряет. В федеральном проекте «Профессионалитет» дуальное обучение является его обязательным элементом: это и освоение профессии с первого курса, и высокая доля практической подготовки, обучение на рабочем месте, наставничество со стороны предприятия, договоры о целевом обучении и пр. Управление профессионально-образовательным кластером в Профессионалитете происходит через управляющие советы (компании), где работодатель – полноправный партнер управления подготовкой кадров.

Какую роль играет ИРПО в реализации стратегии развития среднего профессионального образования и формирования прикладных квалификаций на период до 2030 года?

Институт развития профессионального образования по поручению Минпросвещения России обеспечивает реализацию всех проектов развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Команда института обеспечивает аналитическую проработку новых проектов, их запуск и реализацию. На нашей площадке действует проектный офис федерального проекта «Профессионалитета». ИРПО обеспечивает развитие движений чемпионатов профессионального мастерства «Профессионалы», «Абилимпикс». Мы проводим серьезную организационную и аналитическую работу по разработке образовательных стандартов, примерных программ, проведению в колледжах демонстрационного экзамена и другие значимые проекты развития. Осенью откроются Федеральные технопарки профессионального образования в Калуге и Нижнем Новгороде, которые станут площадками повышения квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей, студентов и специалистов.

Наталия Михайловна, а как определяется кого и чему учим? На что опираются и из чего исходят?

Если вас интересует формирование контрольных цифр приёма на подготовку кадров среднего профессионального образования, то этот заказ формируется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Но 90% объём государственного задания формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Традиционно основой для планирования объёмов и структуры подготовки кадров является региональный заказ. В федеральном проекте «Профессионалитет» реализуется отраслевой подход к управлению системой подготовки рабочих кадров, поэтому при планировании обьемов и структуры подготовки дополнительно опираются на позицию отраслевых ассоциаций. Таким образом, происходит планирование не только в региональном, но и в отраслевом межрегиональном разрезе: какие специалисты, какой квалификации в каком объеме требуются. Это позволяет более системно выстраивать работу по планированию. Хотела бы отметить, что в этом году во всех субъектах Российской Федерации отмечается повышение объемов государственного задания на подготовку кадров. Это как раз отражает увеличение внимания к системе среднего профессионального образования, о чем вы спрашивали в начале разговора. Повышается запрос на кадры.

Если же говорить о запросе на подготовку кадров с точки зрения федеральных образовательных стандартов, то здесь ключевую роль играет экспертное сообщество федеральных учебно-методических объединений. При разработке образовательных стандартов они взаимодействуют с   советами по профессиональным квалификациям и опираются на профессиональные стандарты, а если таковых еще нет, то на экспертную позицию представителей отрасли. Также эффективным инструментом оперативного отслеживания «чему учить» являются чемпионаты. Как уже говорила, в работу на чемпионатах в качестве экспертов и разработчиков задания привлекаются представители работодателей. Затем эти задания анализируются и внедряются в программы и образовательные стандарты.

Автор фото: Юлиан Викторов/Пресс-служба ИРПО

Поделиться ссылкой:

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.