Тренируем внимание и память


Просмотров: 5
Нет комментариев

Концентрация — жизненно важный навык, который может значительно улучшить успеваемость ребенка, не говоря уж о его безопасности. Эксперты Федерации практической стрельбы России поделились 10 эффективными упражнениями, которые можно использовать на уроке и дома.

Упражнение 1. Сенсорное исследование

Попросите ребенка завязать глаза и дайте ему небольшой предмет с особыми характеристиками: с неровной поверхностью, интересной формы или запаха. Например, мяч, деталь конструктора, ароматическое саше. Попросите ребенка исследовать объект, используя оставшиеся чувства, а затем описать его свойства.

Использование «нетипичного» для нас чувства требует интенсивной концентрации и оттачивает способность ребенка концентрироваться на задаче без визуальных подсказок, к которым обычно привыкают дети цифрового поколения.

Упражнение 2. История наоборот

Сначала расскажите детям конец истории, а затем уже предложите подумать и пофантазировать в обратном порядке, чтобы выстроить в цепочку события, которые привели к финалу. Каждое событие должно логичным образом быть связано с предыдущим.

Обратное повествование бросает вызов логическому мышлению и требует сосредоточенного внимания на последовательности событий. Это способствует развитию аналитических навыков и повышает способность последовательно и критически обрабатывать информацию.

Упражнение 3: Концентрация при постороннем шуме

Включите в помещении контролируемые помехи — например, тихую музыку со словами или радио. Попросите ребенка сесть удобно, с прямой спиной, расправить плечи. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос, считая до четырех. Задержите дыхание на счет четыре, затем медленно выдохните через рот на счет шесть. Повторяйте этот процесс в течение нескольких минут, сосредоточившись исключительно на дыхании. Если в голову лезет отвлекающая мысль, повесьте на нее воображаемый стикер с надписью «это лишнее» и скиньте в сторону.

Такая простая медитация повышает устойчивость ребенка к отвлекающим факторам. Упражнение учит школьников сохранять концентрацию, даже если во внешнем мире что-то идет не так. Осознанное дыхание — это в принципе основополагающее упражнение по концентрации, которое способствует расслаблению и снижению стресса. Оно усиливает приток кислорода к мозгу, улучшая когнитивные функции и внимательность.

Упражнение 4. Головоломки

Задание для детей младшего и среднего возраста. Предложите ребенку пазл, но не показывайте конечный результат — картинку, пусть полагается исключительно на форму и цвета деталей.

Такое упражнение укрепляет пространственное восприятие, тренирует навык распознавания образов и настойчивость в решении проблем.

Упражнение 5. Интерпретация неоднозначного

Покажите ребенку абстракцию (абстрактные изображения). Для их генерации можете использовать искусственный интеллект или работы художников-абстракционистов. Несколько вариантов мы вместе с психологами проекта ГЕРОИ (тренеры ФПСР ведут здесь занятия) сделали специально для портала «Растим детей» — их вы можете увидеть ниже. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и придумать свое описание для происходящего, объясняя элементы, цвета и их потенциальное значение.

Интерпретация абстрактных изображений требует от нашего мозга глубокой концентрации и творческого мышления. Это упражнение стимулирует дивергентное мышление и побуждает исследовать множество точек зрения, но не одновременно, а последовательно, переходя от одной к другой.

Упражнение 6: Недоминантная рука

В течение 5–7 минут писать, рисовать, застегивать пуговицы, чеканить мяч или собирать детали необходимо неведущей рукой (левши — правой, правши — левой). И все это обязательно аккуратно и внимательно, сосредоточившись на каждом движении руки.

Использование недоминирующей руки бросает вызов мозгу и требует повышенной концентрации. Упражнение повышает когнитивную гибкость и удерживает внимание с помощью последовательных и контролируемых движений.

Упражнение 7. Быстрые вопросы и ответы

Составьте список несложных и конкретных вопросов, а затем устройте двухминутную интеллектуальную разминку. Отвечать на каждый вопрос нужно очень быстро и точно.

Быстрые вопросы и ответы тренируют умственную ловкость и оперативность. Это упражнение повышает концентрацию внимания и улучшает способность быстро усваивать и обрабатывать информацию.

Например:

Вопрос: Какая планета известна как «Красная планета»?

Ответ: Марс

Вопрос: Какое млекопитающее самое высокое на Земле?

Ответ: Жираф

Вопрос: Как назвать ребенка собаки?

Ответ: Щенок

Вопрос: Столица Франции?

Ответ: Париж

Вопрос: Сколько цветов в радуге?

Ответ: Семь

Вопрос: Какое животное впадает в зимнюю спячку?

Ответ: Медведь (могут быть и другие варианты)

Вопрос: Как называется сила, которая притягивает предметы к центру Земли?

Ответ: Гравитация

Вопрос: Как звали сказочных героев, которые жили в домике из конфет?

Ответ: Гензель и Гретель

Вопрос: Кто нарисовал Мону Лизу?

Ответ: Леонардо да Винчи

Вопрос: Какая воображаемая линия разделяет Землю на Северное и Южное полушария?

Ответ: Экватор

Упражнение 8. Управляемая визуализация

Опишите любую нейтральную сцену: прогулка по лесу, берег реки, поле с травами. Предложите детям представить любые детали картины: звуки, запахи, ощущения, цвета.

Управляемая визуализация стимулирует образное мышление и увеличивает способность ребенка визуализировать концепции в уме, что улучшает память и развивает творческий подход к решению проблем.

Упражнение 9. Фокус на пальце

Держите руку перед собой ладонью вверх. Сосредоточьте все свое внимание на кончике указательного пальца. Медленно поднесите палец ближе к лицу, удерживая взгляд на кончике, а затем отдалите руку. Повторите это движение несколько раз.

Это упражнение оттачивает способность отслеживать цель и в целом улучшает координацию глаз и рук. Именно так улучшается устойчивое внимание и совершенствуются навыки концентрации.

Упражнение 10. Разбиваем на части

Покажите ребенку список случайных чисел — например, 348912752. Расскажите о технике запоминания «разбиения на части»: группируйте числа в сегменты (например, 34-89-12-75-2), а для каждой группы находите ассоциацию. 34 — идут рядом, как и 89, 12 — как месяцев, 75-й год — папа родился, 2 — плохая отметка. В день можно тренироваться на одном таком примере.

Разбивка на блоки улучшает кратковременную память, организуя информацию в управляемые единицы. Такой подход улучшает способность мозга запоминать закономерности, тренирует память и снижает когнитивную нагрузку.

 

Поделиться ссылкой:

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.